Top.Mail.Ru

Направления обучения

Обучение по основной программе профессионального обучения – программе повышения квалификации рабочих «Подготовка лиц на право работы с опасными отходами» (112 часов)
Обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и размещение отходов I-IV классов опасности» (38 часов)
Обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Обеспечение экологической безопасности общехозяйственных систем управления для руководителей и специалистов» (72 часа)
Обучение по программе повышения квалификации «Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами экологических служб и систем экологического контроля» (200 часов)

Подать заявку

Обращения с сайта рассматриваются в первую очередь!

Что нужно знать об обеспечении экологической безопасности на предприятии

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
Для ведения работы по охране окружающей среды на предприятии руководитель создает экологическую службу (отдел по охране окружающей среды), или вводит в штатное расписание должность специалиста по охране окружающей среды (эколога) соответствующим приказом. Для организации работы экологической службы на предприятии разрабатываются внутренние инструкции по охране окружающей среды, должностные инструкции сотрудников экологической службы предприятия (эколога предприятия). Издание приказов, в том числе в сфере экологии, может быть регламентировано внутренними уставными документами предприятия. Оформление на предприятии приказов по экологии может зависеть от необходимости разработки той или иной природоохранной документации.
Руководство предприятия при утверждении числа сотрудников экологической службы учитывает:
  • масштабы негативного воздействия предприятия на окружающую среду;
  • особенности используемых технологий производства;
  • предполагаемую загрузку сотрудников экологической службы;
  • степень компетентности сотрудников экологической службы.
В соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих (далее - Квалификационный справочник должностей), утвержденным Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 №37, в составе возможных должностей специалистов предусмотрены должности:
  • инженера по охране окружающей среды (эколога);
  • начальника отдела охраны окружающей среды.
Требование к квалификации эколога: высшее профессиональное образование (Квалификационный справочник должностей).
Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности также, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы (Квалификационный справочник должностей).
Требования к профессиональному образованию эколога приведены и в ряде профстандартов. На сегодняшний день можно выделить следующие утвержденные профессиональные стандарты для специалистов в области охраны окружающей среды:
  • "Специалист по экологической безопасности (в промышленности)" (Приказ Минтруда России от 07.09.2020 №569н),
  • "Работник по эксплуатации полигона твердых коммунальных отходов" (Приказ Минтруда России от 27.10.2020 №750н),
  • "Работник в области обращения с отходами" (Приказ Минтруда России от 27.10.2020 №751н),
  • "Работник по логистике в сфере обращения с отходами потребления" (Приказ Минтруда России от 27.10.2020 №749н).
Обучение по экологии и экологической безопасности, (повышение квалификации, курсы) для руководителей и специалистов, деятельность которых связана с обеспечением экологической безопасности на предприятии

В соответствии со ст. 71-73 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.6.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I-IV классов опасности.

Данные требования касаются организаций любых форм собственности (ООО, АО и т. п.), осуществляющих любой вид экономической деятельности, который может оказать негативное влияние на окружающую среду (в том числе складирование и хранение отходов производства, выброс отходов в ЛПУ и прочее).

Руководитель организации и специалисты должны получить минимум экологического образования по программе "Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления".

Руководители и специалисты экологических служб и систем экологического контроля должны получить минимум экологического образования по программе "Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами экологических служб и систем экологического контроля ".

Лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности должны иметь профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование в соответствии с законодательством об образовании – федеральным законом №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Обращаем Ваше внимание!!!

Отсутствие необходимых документов, подтверждающих обучение по экологии и экологической безопасности, является прямым и грубейшим нарушением экологического законодательства РФ.

Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением отходов животноводства, влечет наложение административного штрафа (ч.1 ст.8.2 КоАП РФ):
  • на должностных лиц
  • от 10 000 до 30 000 руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей
  • от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц
  • от 100 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением отходов животноводства, влечет наложение административного штрафа (ч.4 ст.8.2 КоАП РФ):
  • на должностных лиц
  • от 20 000 до 40 000 руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей
  • от 40 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц
  • от 300 000 до 450 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Безграмотная деятельность персонала, вовремя не обученного по соответствующему направлению, также карается согласно КоАП. Например, по статье 8.2 КоАП: Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, влечет наложение административного штрафа:
  • на граждан в размере от 2000 до 3000 рублей;
  • на должностных лиц
  • от 10000 до 30000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица,
  • от 30000 до 50000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц
  • от 100000 до 250000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Часто задаваемые вопросы

Ответ: Да, дополнительное повышение квалификации необходимо, даже при наличии диплома о высшем профессиональном образовании по направлению "Экология".
Необходимость обучения в области охраны окружающей среды и экологической безопасности устанавливается ст.73 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды":
Руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством.
Следовательно, если эколог может принимать такие решения (или участвовать в их принятии), прохождение данного обучения необходимо.
При этом документ о высшем профессиональном образовании указывает на соответствие сотрудника занимаемой должности, но не заменяет собой документы, полученные по итогам дополнительного профессионального обучения.
Ответ: Да, сводные официальные реестры имеются. Например:
  • банк данных об отходах;
  • реестр лицензий на обращение с отходами.
Для поиска подрядной организации, обладающей лицензией на обращение с отходами производства и потребления, возможно пользоваться банком данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов (далее - БДО). БДО является официальным ресурсом, которые ведется Росприроднадзором. БДО доступен по адресу: http://db.wastebase.ru/wastebase.aspx. Также возможно воспользоваться официальным реестром лицензий на обращение с отходами, расположенном по адресу https://license.rpn.gov.ru.
Ответ: В настоящее время экологический сбор уплачивают производители и импортеры товаров. Т.е в данном случае – тот, кто произвел.
Уплатить экологический сбор необходимо за упаковку товара, которая входит в перечень, утвержденный Правительством РФ.
Обоснование:
Хозяйствующие субъекты, осуществляющие производство товаров на территории РФ (далее - производители товаров), хозяйствующие субъекты, осуществляющие импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств - членов Евразийского экономического союза (далее - импортеры товаров), обязаны обеспечивать выполнение нормативов утилизации (п.1 ст.24_2 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"
Нормативы утилизации устанавливаются только в отношении товаров и упаковки товаров, перечень которых утвержден Правительством РФ, с учетом возможных социально-экономических последствий, а также уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду, связанного с утратой потребительских свойств такими товарами (п.11 ст.24_2 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ).
Перечень упаковки товаров, подлежащей утилизации после утраты ею потребительских свойств (далее - Перечень), утвержден Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 №3721-р.
Обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной (п.9 ст.24_2 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ):
  • со дня представления отчетности о выполнении нормативов утилизации;
  • со дня уплаты экологического сбора.
Производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, рассчитывают и уплачивают экологический сбор (п.7 ст.24_2 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ).
Таким образом, если хозяйствующий субъект не выполняет нормативы утилизации, возникает необходимость расчета и уплаты экологического сбора.
Кроме того, экологический сбор для товаров в упаковке, не являющихся готовыми к употреблению изделиями, уплачивается только в отношении самой упаковки (п.3 ст.24_5 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ).
В отношении упаковки, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств, обязанность выполнения нормативов утилизации возлагается на производителей, импортеров товаров в этой упаковке (п.10 ст.24_2 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ).
Таким образом, экологический сбор в отношении самой упаковки уплачивается производителем, импортером товаров в этой упаковке, а не производителем самой упаковки.
Экологический сбор не уплачивается в отношении количества товаров, упаковки товаров, которые вывозятся из РФ (п.4. ст.24_5 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ).
Ответ: Нет, сейчас направлять в территориальное управление Росприроднадзора разработанные паспорта отходов в уведомительном порядке не нужно.
Порядок паспортизации отходов I-IV классов опасности (далее - Порядок) утвержден Приказом Минприроды России от 08.12.2020 №1026.
Порядком не установлена необходимость согласования и (или) направления разработанных паспортов на отходы I-IV класса опасности в Росприроднадзор или иные органы исполнительной власти РФ.
В связи с этим, не требуется направлять разработанные паспорта отходов (их копии) в Росприроднадзор.
Только предусмотрено хранение документов, на основании которых установлено соответствие отходов I-IV классов опасности виду отходов, хозяйствующими субъектами в течение всего срока действия паспорта отходов (п.5 Порядка).
Ответ: Конкретной формы по разработке мероприятий по предупреждению и устранению аварийных выбросов, федеральным природоохранным законодательством не установлено. Соответственно данные мероприятия разрабатываются в свободной форме.
Существуют только, методики моделирования распространения аварий и определения рассеивания загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Также характеристика аварийных выбросов должна учитываться при расчетах нормативов допустимых выбросов.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения (п.1 ст.30 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха").
Руководство по безопасности "Методика моделирования распространения аварийных выбросов опасных веществ" утверждено Приказом Ростехнадзора от 02.11.2022 №385.
Также существует РД 52.18.717-2009 "Методика расчета рассеяния загрязняющих веществ в атмосфере при аварийных выбросах".
Данная методика может применяться при расчетах нормативов допустимых выбросов в атмосферный воздух, если технологические процессы производства предполагают наличие аварийных выбросов.
Таким образом, в настоящее время существует обязанность по осуществлению мероприятий по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, но форма составления плана данных мероприятий федеральным природоохранным законодательством не утверждена.

Почему в нашем центре ЭНЕРГОБЕЗОПАСНОСТЬ

Выгодно

  • Акции и бонусы.
  • Скидки.

Удобно

  • Очно-заочная форма обучения с применением дистанционных технологий.
  • Удобное время занятий

Безопасно

  • Все выдаваемые документы соответствуют требованиям законодательства РФ, вносятся в единую федеральную базу документов об образовании (ФИС ФРДО)

Качественно

  • Наличие в штате преподавателя с многолетним опытом практической работы в области обеспечения экологической безопасности, имеющего высшее профильное образование
  • Организация и проведение занятий с использованием оборудования и технических средств обучения, позволяющих в полном объеме выполнять задания, определенные темой учебного плана
  • Собственный образовательный портал в сети Интернет со всеми учебными материалами (в том числе методические, справочные, информационные, нормативные)

Контакты офиса

153002, г. Иваново, ул. 8 Марта, д. 11
Телефон: +7 (4932) 345-550
E-mail: ivenergobez@yandex.ru